С марта 2009 года в соответствии с приказом Департамента образования мэрии г.о. Тольятти в целях обеспечения доступного качественного образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, МАОУ ДПО ЦИТ реализует мероприятия по созданию системы, обеспечивающей процесс обучения детей с использованием информационных технологий, апробирование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в системе образования города, развитие сферы их использования в процессе обучения.
Специалисты Центра информационных технологий обеспечивают программно-техническую базу для создания информационно-образовательной среды дистанционного обучения (среду ДО), публикацию в ней сетевого образовательного ресурса, организуют работу обучающихся, сетевых преподавателей в среде ДО. Осуществляют дополнительную подготовку всех педагогов, участвующих в реализации муниципальной модели дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в режиме очных курсов повышения квалификации педагогических кадров, а также в режиме дистанционной методической поддержки. Обучение проводится по двум направлениям: для авторов УМК дистанционного обучения по курсу «ДОТ в обучении школьников», для педагогов-тьюторов – по курсу «Основы деятельности преподавателя (тьютора) в системе дистанционного обучения».
В настоящее время создана нормативная база использования ДОТ в обучении детей с ОВЗ, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, подготовлены авторы УМК и педагоги-тьюторы дистанционного обучения. Успешно развивается городская единая информационно-образовательная среда обучения детей с использованием ДОТ, содержащая среду дистанционного обучения на базе сервера МАОУ ДПО ЦИТ и информационно-методический ресурс для педагогов и родителей детей с ОВЗ на базе городского образовательного портала ТолВики. Это позволило обеспечить непрерывность учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, с разными индивидуально-ориентированными образовательными потребностями.В 2014-2015 уч. году организовано обучение 54 детей с ОВЗ по 22 предметным курсам.
В сентябре 2013 года проект «Разработка контентной информационно-образовательной системы для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по программам среднего (полного) общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий» был положительно одобрен на заседании Экспертного совета технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина» под председательством Министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александра Кобенко. По его итогам было принято положительное решение о присвоении МАОУДПО ЦИТ статуса резидента технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина». Члены Экспертного совета отметили, что проект Центра информационных технологий соответствует одному из направлений приоритетного национального проекта «Образование», является актуальным, востребованным и значимым для гармоничного и полноценного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и их включения в жизнь окружающего социума.
Подготовка авторов учебных дистанционных курсов и тьюторов дистанционного обучения детей с ОВЗ
Специалистами МАОУ ДПО ЦИТ содержание всех методических материалов ежегодно обновляется в соответствии с выходом новых нормативных или регламентирующих документов министерства образования и изменением/дополнением программно-технической базы.
Для подготовки авторов и тьюторов разработаны и опубликованы в среде дистанционного обучения Moodle материалы курсов повышения квалификации «Возможности ДОТ в обучении школьников» (72 часа) и «Основы деятельности преподавателя (тьютора) в системе дистанционного обучения» (36 часов).
Ежегодно проводится обучение в очно-дистанционном режиме методистов, педагогов-авторов и педагогов-тьюторов по вышеуказанным программам.
Обучение школьников
В соответствии с приказом Департамента образования «Об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий в системе дистанционного обучения Moodle в Центре информационных технологий г.о. Тольятти обучалось:
- в 2014-2015 учебном году 59 школьников с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому из 19 МОУ;
- в 2015-2016 учебном году 49 школьников с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому из 25 МБУ;
- в 2017-2018 учебном году» 39 школьников с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому;
в 2018-2019 учебном году:
- 38 школьников с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому;
- 8 школьников с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в образовательных учреждениях по адаптированным основным общеобразовательным программам
В 2019-2020 учебном году:
- 36 школьников с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому;
- 13 школьников с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в образовательных учреждениях по адаптированным основным общеобразовательным программам;
В 2020-2021 учебном году планируется обучить:
- 44 школьника с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому;
- 25 с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в образовательных учреждениях по адаптированным основным общеобразовательным программам
С октября 2020 обучение детей осуществляется по 352 дистанционным урокам по следующим предметам:
- Биология, 5-8 классы
- География, 5-9 классы
- История, 5-9 классы
- Литература, 4-9 классы
- Математика, 2-4 классы
- Обществознание, 5-7 классы
- Окружающий мир, 4 класс
- Русский язык, 4-5 классы
- Информатика, 7-8 классы
- Химия, 8-9 классы
В 2020-2021 уч. году ведется доработка существующих учебных дисциплин.