Дистанционное обучение детей с ОВЗ

 


С марта 2009 года в соответствии с приказом Департамента образования мэрии г.о. Тольятти в целях обеспечения доступного качественного образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья,МАОУ ДПО ЦИТ реализует мероприятия по созданию системы, обеспечивающей процесс обучения детей с использованием информационных технологий, апробирование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в системе образования города, развитие сферы их использования в процессе обучения.

Специалисты Центра информационных технологий обеспечивают программно-техническую базу для создания информационно-образовательной среды дистанционного обучения (среду ДО), публикацию в ней сетевого образовательного ресурса, организуют работу обучающихся, сетевых преподавателей в среде ДО. Осуществляют дополнительную подготовку всех педагогов, участвующих в реализации муниципальной модели дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в режиме очных курсов повышения квалификации педагогических кадров, а также в режиме дистанционной методической поддержки. Обучение проводится по двум направлениям: для авторов УМК дистанционного обучения по курсу «ДОТ в обучении школьников», для педагогов-тьюторов – по курсу «Основы деятельности преподавателя (тьютора) в системе дистанционного обучения».

В настоящее время создана нормативная база использования ДОТ в обучении детей с ОВЗ, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, подготовлены авторы УМК и педагоги-тьюторы дистанционного обучения. Успешно развивается городская единая информационно-образовательная среда обучения детей с использованием ДОТ, содержащая среду дистанционного обучения на базе сервера МАОУ ДПО ЦИТ и информационно-методический ресурс для педагогов и родителей детей с ОВЗ на базе городского образовательного портала ТолВики. Это позволило обеспечить непрерывность учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, с разными индивидуально-ориентированными образовательными потребностями.В 2014-2015 уч. году организовано обучение 54 детей с ОВЗ по 22 предметным курсам.

В сентябре 2013 года проект «Разработка контентной информационно-образовательной системы для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по программам среднего (полного) общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий» был положительно одобрен на заседании Экспертного совета технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина» под председательством Министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александра Кобенко. По его итогам было принято положительное решение о присвоении МАОУДПО ЦИТ статуса резидента технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина». Члены Экспертного совета отметили, что проект Центра информационных технологий соответствует одному из направлений приоритетного национального проекта «Образование», является актуальным, востребованным и значимым для гармоничного и полноценного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и их включения в жизнь окружающего социума.


Подготовка авторов учебных дистанционных курсов и тьюторов дистанционного обучения детей с ОВЗ

Специалистами МАОУ ДПО ЦИТ содержание всех методических материалов ежегодно обновляется в соответствии с выходом новых нормативных или регламентирующих документов министерства образования и изменением/дополнением программно-технической базы.

Для подготовки авторов и тьюторов разработаны и опубликованы в среде дистанционного обучения Moodle материалы курсов повышения квалификации «Возможности ДОТ в обучении школьников» (72 часа) и «Основы деятельности преподавателя (тьютора) в системе дистанционного обучения» (36 часов).

Ежегодно проводится обучение в очно-дистанционном режиме методистов, педагогов-авторов и педагогов-тьюторов по вышеуказанным программам.


Обучение школьников

В соответствии с приказом Департамента образования «Об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий в системе дистанционного обучения Moodle в Центре информационных технологий г.о. Тольятти обучалось:

  • в 2014-2015 учебном году 59 школьников с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому из 19 МОУ;
  • в 2015-2016 учебном году 49 школьников с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому из 25 МБУ;
  • в 2017-2018 учебном году» 39 школьников с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому;
  • в 2018-2019 учебном году:
    • 38 школьников с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому;
    • 8 школьников с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в образовательных учреждениях по адаптированным основным общеобразовательным программам

С сентября 2018 обучение детей осуществляется по 328 дистанционным урокам по следующим предметам:

  • Биология, 5-8 классы
  • География, 5-9 классы
  • История, 5-9 классы
  • Литература, 4-9 классы
  • Математика, 2-4 классы
  • Обществознание, 5-7 классы
  • Окружающий мир, 4 класс
  • Русский язык, 4-5 классы
  • Информатика, 7-8 классы
  • Химия, 8-9 классы

В 2018-2019 уч. году ведется доработка существующих учебных дисциплин.